Лента новостей

09:15
Ветерана войны на Донбассе, который лишился обеих ног, хотят снова мобилизовать
09:08
Бывший советник Бориса Джонсона: никакой Зеленский не Черчилль, а Украина погрязла в коррупции
08:01
Украина открывает тюрьмы, чтобы пополнить силы на передовой
05:31
Таблицы бронепробиваемости брони Гарвея и Круппа для русских пушек времён Русско-японской войны
05:21
Шифры царевича Алексея Петровича
02:29
Беглая оппозиция на Западе: бесплодные потуги
00:18
Украинские дурачки и 9 мая
00:08
На форуме «Россия» выступили артисты Центрального академического театра Российской Армии и Ансамбля песни и пляски им. А.В. Александрова
23:18
Западные алхимики плавят народы, чтобы добыть золото
22:38
Приказ «жестко паковать» всех и «антиТЦКашные» браслеты: на Украине продолжается беспредельная мобилизация
22:04
Украинские пропагандисты снова опозорились, полностью скопировав американский мотивационный ролик для военных
22:03
ВСУ нанесли комбинированный ракетный удар по Белгороду
21:29
Кадыров рассказал, как военнослужащие ВСУ могут спасти свои жизни
21:28
Казахстан — крупнейший импортёр водки из России. Израиль на втором месте, Армения на третьем
21:27
Виктория Нуланд рассказала, почему на Украине не будет мира, а украинцы продолжат умирать
21:26
CNN: проблема ВСУ в Харьковской области не только в отсутствии снарядов, но и в нехватке людей
21:25
ВСУ ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 11 мая
20:51
Американцы грозят грузинам санкциями за принятие закона об иноагентах
20:34
Украинские мужчины бегут от Зеленского в Румынию
20:10
Турецкие вооружения в Москве
19:59
Запад ищет оружие для Украины на Балканах
19:33
Мишустин внес на рассмотрение Госдумы новый состав правительства
19:32
Захарова: Киев приурочил серию терактов к юбилею референдума в Донбассе
19:29
Удар по полевому аэродрому ВСУ
19:11
США, Англия и Швеция не могут поделить золото Гитлера
18:27
Новосибирское гетто: Мигранты угрожали мальчику отвёрткой, а полиция не приехала: Бастрыкин взял дело на контроль (ФОТО, ВИДЕО)
18:23
В Британии экоактивистки пытались разбить витрину с Хартией вольностей
17:50
Прибалтика под русофобским дурманом: больше внимания, больше денег, больше оружия!
17:14
Теннисист Джокович вышел к болельщикам в велошлеме после попадания бутылки в голову
16:53
На Евровидение позвали сатану
16:46
На территории Харьковской области идут тяжёлые бои: Армия РФ продвигается, противник ведёт встречные действия
16:12
В Германии разработали три варианта обязательной службы в армии
16:11
Польша строит защитные сооружения на границе, опасаясь прямого конфликта с Россией
15:54
Швейцарские посиделки по Украине: коллективный бой с тенью
15:36
Путь длиною в жизнь: итоги первого десятилетия ДНР
15:35
Макрон вновь пригрозил России вступлением французской армии в конфликт на Украине
15:27
Пассажирский самолет из Москвы заметили в небе над Украиной
15:00
Экс-советник Бориса Джонсона: погрязшая в коррупции Украина нас облапошила, а мы сами себя поимели
14:51
Путин утвердил структуру нового правительства
14:25
Украина обстреляла ресторан на юге Донецка. Есть погибшие
13:49
Си Цзиньпин предложил привести Евросоюз к миру на Украине
13:41
Подоляк: Киев планирует окончательно принять «формулу мира» в Швейцарии
13:08
“Россия не может позволить себе проиграть, поэтому нам нужна победа в том или ином виде”: Сергей Караганов о том, чего хочет Путин
13:06
В Германии решили вернуть службу в армию по призыву
13:02
Поток пленных бойцов ВСУ из Харьковской области продолжается
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Технологии»Последний шанс пилота: спасительный выстрел в воздух

Последний шанс пилота: спасительный выстрел в воздух


Когда самолет падает и кажется, что спасения нет, лучшее в мире катапультное кресло К-36Д-3,5 может дать пилоту еще один шанс.

Дмитрий Мамонтов

Тэги:

Нетленка

Сделано в России

Авиация

Последний шанс пилота: спасительный выстрел в воздух


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катапультирование с малых высот — случай достаточно тяжелый, и считается удачным, если летчики просто останутся живы. Поэтому специалисты с величайшим изумлением смотрели на приземлившихся летчиков, самостоятельно идущих по полю аэродрома. Это настолько впечатлило генерального директора авиасалона Эдмона Маршеге, что он в своем выступлении на пресс-конференции по случаю катастрофы так и сказал: «Я не знаю других средств, которые могли бы спасти экипаж в этих условиях». Для катапультных кресел К-36ДМ, разработанных российским НПП «Звезда», трудно было придумать лучшую рекламу.

Выпрыгнуть из кабины

До 1930-х годов невысокие скорости летательных аппаратов не создавали проблем: пилот просто откидывал фонарь, отстегивал привязную систему, переваливался через борт и прыгал. К началу Второй мировой военная авиация перешагнула невидимый порог: при скорости 360 км/ч человека воздушным потоком прижимает к самолету с силой почти в 300 кгс. А ведь нужно еще как следует оттолкнуться, чтобы не удариться о киль или крыло, да и пилот может быть ранен, а самолет — поврежден. Простейшее решение — отстегнуться, а затем подать ручку вперед, чтобы самолет «клюнул» и под действием перегрузки пилота выбросило из кабины, — работало только на не слишком высоких скоростях.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые катапульты появились в Германии. В 1939 году экспериментальный летательный аппарат Heinkel He 176 с ракетным двигателем был оснащен сбрасываемой носовой частью. Вскоре катапульты стали серийными: их устанавливали на турбореактивный Heinkel He 280 и винтовой Heinkel He 219. 13 января 1942 года пилот He 280 Гельмут Шенк выполнил первое в мире реальное катапультирование — аэродинамические поверхности его самолета обледенели, и истребитель стал неуправляемым. К концу войны на счету немецких пилотов насчитывалось уже более 60 катапультирований.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катапультные кресла тех времен (их принято относить к первому поколению, хотя эта классификация весьма условна) выполняли единственную задачу — выбросить человека из кабины. Это достигалось в основном с помощью пневматики, хотя встречались и механические (подпружиненные рычаги), и пиротехнические решения. Отлетев от самолета, пилот должен был по-прежнему самостоятельно отстегнуть ремни, оттолкнуть кресло и раскрыть парашют.

Немного автоматики

Второе поколение катапультных кресел появилось в 1950-х годах. Процесс покидания был уже частично автоматизирован: достаточно было дернуть рычаг, пиротехнический стреляющий механизм выбрасывал кресло из самолета, вводился парашютный каскад (стабилизирующий, затем тормозной и основной). Простейшая баровременная автоматика обеспечивала только задержку по времени и блокировку по высоте (на большой высоте парашют открывался не сразу). При этом задержка была постоянной и обеспечивала оптимальный результат только на максимальной скорости.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку один только стреляющий механизм (ограниченный габаритами кабины и физиологическими возможностями пилота по переносимым перегрузкам) не мог выбросить летчика на нужную высоту, например, на стоянке, в 1960-х годах кресла начали оснащать второй ступенью — твердотопливным ракетным двигателем, начинающим работать после выхода кресла из кабины.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, на Западе авиастроительные компании начинали разрабатывать средства спасения пилотов самостоятельно (у нас то же самое было в 1940—1950-х), и лишь с 1960-х началась унификация, и на рынке остались британская компания Martin Baker и американские McDonnell Douglas и Stencil. У нас в стране катапультные кресла, как и другое полетное снаряжение, с 1960-х годов делает только НПП «Звезда». Это весьма благотворно сказывается на бюджете тех, кто эксплуатирует технику (особенно если в частях стоит на вооружении не один тип самолетов, а несколько).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Защитный кокон

В чем же уникальность российского подхода к средствам спасения? Генеральный конструктор НПП «Звезда» Гай Северин отвечает на этот вопрос так: «Стоимость подготовки квалифицированного пилота оценивается в $10 млн. Это почти половина стоимости самого самолета. Поэтому мы с самого начала решили не просто спасать пилота любой ценой, как это делают на Западе, а спасать без травм, чтобы он в дальнейшем мог вернуться в строй. После катапультирования с помощью наших кресел 97 процентов пилотов продолжают летать!»


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы с самого начала решили, что характеристики наших средств аварийного покидания должны полностью соответствовать возможностям самолетов. Если кресло может спасти пилота на скорости 1400 км/ч, то на скорости 800 км/ч это будет сделать гораздо проще», — говорит начальник расчетно-теоретического отдела НПП «Звезда» Александр Лившиц. Поэтому К-36ДМ — чрезвычайно сложная система, аналогов которой нет нигде в мире.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но, предположим, самолет терпит аварию и летчик вынужден катапультироваться. Ослабленные ремни могут привести к повреждению позвоночника. Чтобы минимизировать риск такой травмы, нужно заставить пилота принять правильное положение. Поэтому механизм кресла в первую очередь притягивает плечи пилота к спинке. Пиропритяг плеч есть на всех современных катапультных креслах (и даже в современных автомобилях), но К-36 притягивает еще и поясной ремень. Еще одна степень фиксации — боковые ограничители рук (только у К-36). Они обеспечивают дополнительную защиту и боковую поддержку пилота (при вращении самолета по крену сила Кориолиса стремится выбросить летчика из кресла).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий опасный фактор — это воздушный поток после выхода из кабины. На любые выступающие части тела пилота действуют гигантские нагрузки — например, ноги воздушным потоком может просто сломать. Поэтому на всех современных креслах голени фиксируются специальными петлями, но только К-36 оснащено еще и системой подъема ног — кресло как бы «группирует» летчика (при этом риск сломать голень снижается). Кроме того, К-36 оснащено выдвижным дефлектором, защищающим грудь и голову летчика от воздушного потока при катапультировании на высоких скоростях (до 3 Махов!). Все эти защитные факторы действуют без участия пилота и занимают всего 0,2 секунды.

Мягкая посадка

Положение самолета в момент катапультирования может быть произвольным. Но покинувшему кабину креслу нужно придать вертикальное положение. Это делается с помощью двигателей коррекции по крену, расположенных за заголовником, и двух выдвижных штанг со стабилизирующими парашютами. Вертикальное положение кресла обеспечивает возможность максимально использовать импульс ракетного двигателя и набрать высоту, а также обеспечить защиту от воздушного потока с помощью уже упомянутого дефлектора. Кроме того, именно такое положение летчика дает ему возможность выдержать большие перегрузки торможения (в направлении «грудь-спина»).

Западные катапультные кресла позволяют раскрывать парашют при 400 км/ч. Парашют К-36 может вводиться на скорости до 650 км/ч, время торможения, а следовательно, высота безопасного катапультирования получается меньше. По статистике 90% катапультирований происходит на малых высотах и скоростях менее 700 км/ч.

Парашют расположен в заголовнике, при его отстреливании кресло получает противоположный импульс и отделяется. А целый и невредимый летчик на парашюте плавно опускается на землю. Сторонним наблюдателям это кажется чудом, но лучше всего об этом сказал Гай Северин: «Автор этого чуда — уникальное кресло К-36ДМ, разработанное в НПП ‘Звезда'».

Дмитрий Мамонтов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх